Главная » Наши материалы » Нервно-психическое развитие |
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний. В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни: • Здесь нет близких им людей; • Круг получаемых впечатлений ограничен; • Постоянное пребывание в коллективе; • Недостаточное общение со взрослыми. Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний. В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни: • Здесь нет близких им людей; • Круг получаемых впечатлений ограничен; • Постоянное пребывание в коллективе; • Недостаточное общение со взрослыми. Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей. Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.). Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы. У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук. У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи. У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной. Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена. Для развития эмоций, нужно учить детей: • Проявлять любознательность к происходящему вокруг. • Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их. • Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников. • Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого. • Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков. • Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.). • Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться). • Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать). • Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах • Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать). • С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно. • Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают. • Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей. • Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал). • Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры. • Спокойно играть вместе с другими детьми. • Выражать свою симпатию детям и взрослым. Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки). Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности. Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека. | |
Просмотров: 1046 | |
Всего комментариев: 0 | |