Хабаровский специализированный дом ребенка

Главная » Наши материалы » Нервно-психическое развитие

Функциональный подход в ранней помощи
Функциональный подход – это подход, целью которого является улучшение функционирования ребёнка, на основе его собственной активности и способности к выполнению. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации и способность ребёнка участвовать в них.
В функциональном подходе ребенок обучается функциональным навыкам: это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях. Основной задачей специалистов, работающих в функциональном подходе, становится улучшать способности ребенка функционировать в его обычной жизни. Смысл функционального подхода заключается в том, что ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых не хватает ему исходя из возрастных норм и которые когда-то в будущем, возможно, смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью и могут помочь ему успешно играть, гулять и общаться уже сейчас.
Функциональный подход – это подход, целью которого является улучшение функционирования ребёнка, на основе его собственной активности и способности к выполнению. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации и способность ребёнка участвовать в них.
В функциональном подходе ребенок обучается функциональным навыкам: это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях. Основной задачей специалистов, работающих в функциональном подходе, становится улучшать способности ребенка функционировать в его обычной жизни. Смысл функционального подхода заключается в том, что ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых не хватает ему исходя из возрастных норм и которые когда-то в будущем, возможно, смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью и могут помочь ему успешно играть, гулять и общаться уже сейчас.
Маленький ребенок учится через многократное повторение одних и тех же действий, распределенных по времени. Поэтому ребенок наиболее эффективно приобретает навыки, встроенные в его обычную бытовую жизнь. Эффективность интенсивных обучающих занятий со специалистом, на которых в короткий промежуток времени ребенку предъявляется большое количество требований, существенно ниже для работы с детьми раннего возраста.
Принципы функционального подхода:
 Ребенок осваивает навыки, нужные в повседневной жизни: в ходе программы происходит работа не над отдельными изолированными навыками, в которых ребенок отстает от сверстников (например, складывать пирамидку из пяти колец, использовать пинцетный захват), а над функциональными навыками, которые могут пригодиться ему уже сегодня в его повседневной жизни (например, пить самостоятельно из чашки; включать и выключать кран во время мытья рук; уметь отказываться, когда мама предлагает не ту игрушку)
 Ухаживающие взрослые (медицинские сестра, няни, воспитатели, родители) учат ребенка новым навыкам в обычной среде (в группе): основная работа над новыми навыками происходит не в специально организованной обстановке обучения, на занятиях со специалистом, а в группе в ходе обычной и привычной ребенку деятельности; а основной задачей специалиста на встречах со значимыми взрослыми (семьей) является научить ухаживающих за ребенком взрослых (родителей) таким образом взаимодействовать и организовывать среду вокруг ребенка, чтобы это помогало развитию и закреплению новых навыков, а также поддержать их в этом процессе и дать рекомендации, если возникли какие-либо трудности
 Ребенок – личность с интересами, потребностями: ребенок не является пассивным получателем помощи, он активно выражает свои интересы и потребности, и вся работа осуществляется в следовании за его инициативами и обеспечении его потребностей
 Взрослые – партнеры и главные «учителя» ребенка: родители и другие заботящиеся о ребенке взрослые являются важнейшими посредниками, через которых функционирование ребенка улучшается – основной акцент в своей работе специалист делает не на взаимодействие с ребенком, а на информирование, обучение и поддержку родителей
 Программы основаны на сильных сторонах, умениях ребенка и ухаживающих за ним взрослых (семьи): вместо того, чтобы фокусироваться на трудностях и дефицитах, программы основываются на уже имеющихся навыках ребенка и успехах семьи, которые активно поощряются и развиваются с помощью специалиста
Междисциплинарность: задачей специалистов является улучшение проблемной рутины ребёнка, а так как каждая рутина состоит из навыков, относящихся к разным областям развития, для достижения улучшений может понадобиться участие различных специалистов, но работать они должны вместе на основе командного взаимодействия.
Чем функциональный подход отличается от традиционной реабилитации?
На этапе становления помощи детям раннего возраста в России (как и в остальном мире) основным подходом, в рамках которого осуществлялась помощь таким детям, была модель реабилитации, основанная на дефицитах. Специалисты, долгие годы, работавшие в рамках этой модели, основное внимание уделяли дефицитам ребенка и навыкам, в которых они отстают от своих сверстников. Основной задачей становилась коррекция дефицитов развития. Сейчас, специалисты отделения абилитации, в ходе функциональной оценки выясняют, какие моменты в течение дня являются для взрослых самыми трудными и какие цели видятся наиболее важными. Если ухаживающие взрослые (родители) будут понимать важность выбранной цели, если её достижение будет субъективно облегчать их повседневную жизнь, то они будут наиболее эффективно и мотивированно помогать ребенку в её освоении. Именно на запрос воспитателей (значимых взрослых, родителей), а не на видение специалиста стоит обращать основное внимание при выборе наиболее актуальных целей обучения.
Категория: Нервно-психическое развитие | Добавил: Татьяна (29.02.2024) | Автор: Федоркина Валентина Борисовна
Просмотров: 61 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]